Re:Аквариум. Специальный проект Lenta.ru, посвященный четырехтысячному юбилею группы Аквариум.

While working briefly as French journalist in Russia, I'd heard of Aquarium. But I discovered the group only in 2006, at a small Russian-language bookstore in the center of Jerusalem. It was a semi-legal, full collection, "all-you-can-catch" CD edition. It featured some of the oldest BG’s homemade records, along with the group’s latest albums. I listened to a few songs. The effect was intravenously instant.
In holy places strange things happen all the time. Yet, I can’t recall anything stranger than the events that unfolded later on that day. I saw street cats talking to each other. Random books’ passages addressed me by name. A public phone arcade, where I was supposed to make an important call, burnt to the ground. I’ve lost my passport. It was perhaps time to unplug my headphones. So, this is how we met…
I’ve been listening to and playing Aquarium’s music, ever since. Oddly enough, Aquarium’s music has been "playing" me and "listening" to me as well. I wouldn’t say that it changed my life - rather "showed" it to me from a different angle. Or became its accurate musical illustration. And sometimes, its spiritual match.
I found Aquarium’s songs quite easy to re-write as French chansons. I experimented first with "Фикус Религиозный" and "Встань у Реки". The covers virtually wrote themselves. "Голубой Огонек" was on a different level. I was struck by the contrast between the song’s simple, joyful waltzing theme and its "grave" lyrics. Facing one’s own death in 3/4 is not something tried often in French rock. I was curious if I could make the piece sound French, while keeping it intensely Russian. Below is the result. You be the judge.
I wish Aquarium to keep exploring reality by means of lyrics and melodies. I wish them longevity for lack of eternity here and now. I wish them visibility. I wish them to never stop pursuing their musical ideals, while constantly achieving them.

Лариса и Максим Кофман: "Аквариум" пришел в нашу жизнь в конце 80-х вместе с этапом взросления. И можно лишь поблагодарить судьбу за то, что некоторые паузы и пустые пространства нашей юности заполнялись именно этой музыкой, и за то, что некоторые глупости молодости мы совершали именно под эти песни.
Как тогда, так и сегодня, эту музыку хочется слушать, эти песни хочется петь. Под эту музыку хочется любить. Никаких более важных смыслов не существует.
Песню мы выбирали долго. В какой-то момент даже устали думать на эту тему. Сейчас почему-то кажется, что песня сама выбрала нас. Во всяком случае в это хочется верить. Надеемся, что мы ее не подвели.
Дорогой "Аквариум"! Желаем тебе оставаться с нами всегда.

Анна Минакова, художественный руководитель и концертмейстер: У нас в хоре около 20 человек, и у всех свои истории отношений с "Аквариумом". Но большинство хористов уже родились с музыкой "Аквариума" в крови. Кажется, что БГ и его музыка существовали всегда — как Пушкин, битлы и художники-передвижники. Я, например, помню ранние пробуждения и сборы в школу под мистический и загадочный "Гарсон №2" по ТВ.
Песня "Дубровский" — о том, что нам самим хотелось бы сказать. И о том, что, как мне кажется, призваны говорить поэты. Есть такие песни, в которых отчётливо ощущается то ли предчувствие райского сада, то ли далёкая память о нём, постоянно сопутствующая зрячим душам. А ещё кажется, что "Дубровский" слово в слово, звук в звук, почти без искажений "считан" откуда-то оттуда, из небесных сокровищниц. "Небесный град Ерусалим горит сквозь холод и лёд, и вот он стоит вокруг нас, и ждёт нас, и ждёт нас". И мы в своём кавере стремились передать рассвет души, спокойное озарение.
Кстати, впервые "Хор одиноких сердец сержанта Пеппера" исполнил "Дубровского" на свадьбе у нашей хористки, самой настоящей Маши. Потом я нарисовала клип — с ерапланом, с Костромой мон амур, с козой, которая забрела из ещё одной любимой песни "О смысле всего сущего", с Дубровским и Машей, ангелами, играющими на дудочках, и летающими хористами. А в конце клипа звучит колокольный звон Оптиной пустыни (этого нет в аудиоверсии кавера).
Музыкантам "Аквариума" мы хотим пожелать, чтобы их сердца не прекращали слышать, и чтобы музыка всегда оставалась для них чудом.

 

Антон Стравинский: Я услышал "Аквариум" в 1987 году. Среди моих однокурсников оказался ленинградец, который привез с собой в общежитие катушечный магнитофон. "Треугольник", "Табу", "Дети декабря" - катушки с этими альбомами крутились практически постоянно. Помню, как покупали в ГУМе "мелодиевские" "Радио Африку" и "Равноденствие". А потом на экраны вышла "Асса", и на премьерных показах в Москве выступали рок-группы, включая "Аквариум", но попасть на премьеру не представлялось возможным – лишние билетики спрашивали еще у метро. Да и денег тогда у меня особо не было – практически вся стипендия уходила на еду и пластинки.
"Лой быканах" я услышал на премьере "Черной розы" в Доме Кино, куда опять же пришел без билета и денег, но набрался наглости и попросил Сергея Соловьева, который в огромной, лохматой ушанке бегал туда-сюда, чтобы он провел меня без билета. В тот день режиссер и небо были благосклонны ко мне. Удивительно, но сегодня далеко не все из любителей и почитателей "Аквариума" знают это произведение. А во мне оно так и звучит с тех самых пор, напоминая о тех, кто уходит, и о тех, кто остается…

Алексей Сердюков: Первое знакомство с музыкой "Аквариума" произошло в подростковом возрасте. Это был винил "Равноденствие". В то время я понимал в музыке немного, и все равно возникли вопросы. Почему рок-группа звучит так непривычно? Как осмыслить эти необычные тексты? Спустя время, конечно, были с интересном прослушаны остальные доступные альбомы. Желания что-либо расшифровывать уже не возникало, было удовольствие от находок и музыкальности.
"Аделаида" была первой, пробившей преграды инерционного восприятия современной русскоязычной рок-музыки.
В юбилей желаю группе энергии, свежести и легкости вдохновения! Продолжать подольше получать удовольствие от коллективного взаимодействия!

Комментарии, 9
Голубой огонек - это как у Резникова взяли Домового и сделали в США с женщинами в коже Dont stop now. Музыка та же, содержание другое. Это как Филип песни переводит. Хотя голос задушевный конечно, и поет про весну.
Роман Кружилин 29 июня, 08:30
Дубровский - чуть ли не лучше БГ!!!!!
Так испортить "Аделаиду" - это надо постараться! :-(
Действительно "поделки" - подделки.
Марина Усольцева 28 июня, 10:20
Голубой огонёк приятно спето, но очень ожидаемо. Лой быканах - в музыкальном плане просто прелесть, а голос как-то обработали бы что ли... Атмосферности не хватает.
Dark Alice 27 июня, 15:17
Кавер Аделаиды - в топку! И не говорите мне "так чувствует исполнитель";))) Дубровский - до слёз! Лой Быканах - вспомнилась премьера ЧРЭПКРЭЛ)
Андрей Корниенко 26 июня, 21:32
зачем же так с Аделаидой прекрасной??
Сергей Милютин 26 июня, 21:01
Будьте добры, повесьте французские слова про лошадку. Для хорового.
Ilya Magin 25 июня, 12:14
А "Дубровски" неплохо получился.
Бур Лак 24 июня, 20:00
Wow, Martin, we both had some painstakingly similar experiences with Aquarium (in terms of “the covers writing themselves” and lots of surreal stuff all of a sudden entering the everyday life)! I know exactly what you’re talking about. You know what they call “magiCK”? Yes, with the “ck” at the end. I guess this is it :-) I really enjoyed your version, great job!
Андрій Глухарев 23 июня, 02:00
Дубровский и Лой Быканах!
Сергей Холодилов 22 июня, 17:25
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через любую социальную сеть:
Информационный дизайн — Монографик. Powered by Adrecom